Конспекты

Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина

Понятие и виды истины

Истина – соответствие полученного знания действительности; такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познаваемый объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. (Учебник Боголюбова)
Характеристики истины:
  1. Объективность истины означает, что она обусловлена реальной действительностью, содержание истины не зависит от предпочтений или оценок познающего субъекта.
  2. Всегда конкретна: она связана с определенным временем, местом, обстоятельствами. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
  3. Процесс – истина является процессом постижения объекта познания.
Виды истины:
Относительная истина – это ограничено верное знание о чем-либо. Знания человека ограничено данным конкретным моментом, ограничено возможностями практической и теоретической деятельности человека/общества на данном этапе его развития.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.

НЕ ПУТАЙТЕ абсолютную истину с объективной - и относительная и абсолютная истина признается объективной.

В заданиях ЕГЭ всякая истина объективна!

Заблуждение и ложь

Заблуждение – утверждение, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истину.
Ложь – искажение действительности состояния дел, имеющее цель обман кого-либо.

Критерии истины

Как проверить истинно или ложно знание? Для этого существуют критерии истины.

Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения:
  1. Практика – универсальный критерий, о нем отдельно сказано ниже
  2. Непротиворечивость, логическая стройность – соответствие законам логики
  3. Простота и ясность (Декарт)
  4. Соответствие ранее открытым законам той или иной науки
  5. Соответствие фундаментальным законам

Практика

Черты практики:
  1. целенаправленность – существует идеал, который человек стремится достичь в ходе практики;
  2. предметно-чувственный характер – в процессе практики человек активно взаимодействует с предметами окружающего мира;
  3. преобразование окружающей действительности.
Функции практики:
  • Источник познания – практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы;
  • Цель познания – человек познает окружающий мир, раскрывает законы его развития для того, чтобы использовать результаты в своей практической деятельности;
  • Критерий истины – пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением;
  • Основа познания – практика является движущей силой познания - человек не просто созерцает, но и преобразует окружающий мир с помощью практики, что позволяет ему узнать о нем.

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6.
  2. Справочник Баранова. Тема 1.4.
  3. Справочник Махоткиной. Тема 18.
  4. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 5.
Человек и общество