Конспекты

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Знание как результат познавательной деятельности, его виды

Определение и структура познания

Познание – это процесс постижения действительности, накопление и осмысление данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. (Учебник Боголюбова)
Структура познания:
  • Субъект познания – носитель познавательной активности. Индивид, социальная группа, общество в целом, наделенные сознанием и целеполаганием.
  • Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Познаваемый предмет (процесс, явление, материальный предмет) или весь окр. мир.
Объектом познания также может быть сама познающая личность – это самопознание.
  • Цель познания – образ желаемого результата познавательного процесса.
  • Результат – знание.
Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. (Учебник Боголюбова)

Два уровня познания

Чувственное познание – основано на работе органов чувств человека (зрение, осязание, обоняние, вкус и слух – 5 основных чувств).
Основные формы:
  • Ощущение – отражение, «снимки» отдельных свойств, признаков предметов и процессов объективного мира;
  • Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств;
  • Представление – наиболее сложная форма, нет конкретного предмета, но есть определенный усредненный образ предмета, который остается в сознании человека и может быть воспроизведен мысленно, даже когда он не воздействует на органы чувств. Для представления характерно «оживление» памяти и большая роль воображения.
Рациональное познание – осуществляется благодаря работе мышления, которое упорядочивает данные, полученные с помощью органов чувств и стремится к постижению сущности познаваемых предметов и явлений.
Основные формы:
  • Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (понятия «человек», «самолет»);
  • Суждение – такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается нечто об объектах познания. Суждения отражают связи, существующие между предметами и явлениями действительности, или между свойствами и признаками (например, «Волга впадает в Каспийское море»);
  • Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. («Все металлы проводят электричество. Медь - металл. Следовательно, медь проводит электричество»).
Основные формы познания:
Особенности чувственного и рационального познания:

Чувственное и рациональное познание – низшая и высшая ступень познания соответственно.

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Интуиция – это способность сознания непосредственно постигать предмет познания без предварительного обдумывания.

Способы познания

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Особенности научного познания подробно разобраны в теме 1.11 «Наука. Научное познание. Социально-гуманитарные науки»
Ненаучное познание:

Знание как результат познавательной деятельности, его виды

Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6-7.
  2. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 1.3.
  3. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2-3.
  4. Справочник Баранова. Тема 1.3, 1.7.
  5. Справочник Чернышевой. Тема 3.8, 4.1-4.4.
  6. Справочник Кишенковой. Тема 2.13.
Человек и общество