Конспекты

Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Функции культуры

Определение культуры и её формы

Культура имеет многозначное определение:
Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого, характеризующаяся исторической обусловленностью и изменчивостью. (Учебник Никитина)
Другие определения:
  1. Совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
  2. Уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, правовая культура и т.п.);
  3. Характеристика отдельных исторических эпох, этносов и наций;
  4. Уровень, степень развития человека как члена общества.
Формы культуры:
  1. Материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира (техника, дома, одежда);
  2. Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, религия, мораль, искусство и др.).
Схема
Духовная культура представляет собой деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.) и сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, религиозное, научное и философское) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.
В структуру духовной культуры общества входят:
  • религия – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль – система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство – представление мира в художественных образах;
  • наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Все компоненты духовной культуры будут изучены отдельно в следующих темах.
Отметим, что деление на материальную и духовную культуру условно, так как между ними могут быть пересечения (например, часть духовной культуры может существовать в материальной – представления ученых об устройстве нашего мира содержатся в книгах).
Институты культуры – учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям. (Учебник Боголюбова)
Основные функции культуры:
Схема

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 10.
  2. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 14.
  3. Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 26.
  4. Справочник Баранова. Тема 1.10.
  5. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 2.1.
Человек и общество