
Задание № 17 в КИМ ЕГЭ-2025 по обществознанию – первое во второй части экзамена. Именно с него начинаются задания повышенной сложности, в которых нужно написать развернутый ответ. О том как это сделать правильно и получить максимум баллов мы расскажем в новой статье.
Содержание:
Формулировка задания
Для начала рассмотрим внимательно формулировку задания из Демоверсии ЕГЭ-2025:
“Задание № 17. В чём, по мнению автора, заключается отличие предприятия (фирмы) от домашних хозяйств? Как в тексте сформулирована основная задача некоммерческих организаций? Какие мотивы принятия решений предприятиями (фирмами) отметил автор? (Укажите любые три мотива.)”
Отметим, что задание № 17, также как и номера 18, 19 и 20 предполагают работу с текстом. Поэтому без его внимательного изучения решить его не получится.
Текст из демоверсии:
Текст из демоверсии:

Задание № 17 – единственное из второй части, ответ в котором нужно искать в тексте, т. е. вам не нужно применять свои знания курса обществознания, а просто внимательно прочитать текст и точно ответить на вопросы.
Например, для решения на максимальный балл задания из Демоверсии ЕГЭ по обществознанию вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы:
Найдя ответы на данные вопросы в тексте выше, и записав их по порядку, вы получите максимальный балл.
Например, для решения на максимальный балл задания из Демоверсии ЕГЭ по обществознанию вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы:
- В чём, по мнению автора, заключается отличие предприятия (фирмы) от домашних хозяйств?
- Как в тексте сформулирована основная задача некоммерческих организаций?
- Какие мотивы принятия решений предприятиями (фирмами) отметил автор? (Укажите любые три мотива.)
Найдя ответы на данные вопросы в тексте выше, и записав их по порядку, вы получите максимальный балл.
Оценка задания: сколько баллов можно заработать?
Из Демоверсии мы можем узнать, что за задание № 17 можно получить 2 первичных балла, ответив на все три вопроса. Если вы правильно решите два из трёх – заработаете один балл, если ответите только на один вопрос, или ни на один – результат будет ноль баллов.

Ответы на задание должны соответствовать элементам в ключах. Например, для текста из Демоверсии ключ будет следующим:

Алгоритм выполнения задания № 17
Как получить максимальный балл:
1. Внимательно прочитайте текст: ознакомьтесь с текстом сразу, так как работа с ним продолжиться в следующих заданиях.
2. Ознакомьтесь с формулировкой задания: обратите внимание на количество вопросов и состав ответа, который от вас требуется. Будет удобно, если вы подчеркнете ключевые слова и формулировки, которые будете искать в тексте.
3. Прочтите текст еще раз, выделяя в нем фрагменты, которые будут служить ответом на задание 17 (ищите формулировки, которые подчеркнули в вопросе).
4. В бланке для выполнения второй части запишите номер задания, а затем в столбик три пункта с вашим ответом таким образом:
Задание № 17
1. Внимательно прочитайте текст: ознакомьтесь с текстом сразу, так как работа с ним продолжиться в следующих заданиях.
2. Ознакомьтесь с формулировкой задания: обратите внимание на количество вопросов и состав ответа, который от вас требуется. Будет удобно, если вы подчеркнете ключевые слова и формулировки, которые будете искать в тексте.
3. Прочтите текст еще раз, выделяя в нем фрагменты, которые будут служить ответом на задание 17 (ищите формулировки, которые подчеркнули в вопросе).
4. В бланке для выполнения второй части запишите номер задания, а затем в столбик три пункта с вашим ответом таким образом:
Задание № 17
- Ответ на вопрос 1
- Ответ на вопрос 2
- Ответ на вопрос 3
В ответе можно записать как цитаты из текста, так и сжатое воспроизведение основных идей фрагмента текста. Цитату необходимо обозначить кавычками.
Примеры решения задания 17 на максимум
Представляем вам несколько примеров решения задания № 17. Прочитайте текст и попробуйте решить задание самостоятельно, а затем – проверить себя.
1. Задание из раздела “Человек и общество”

Задание № 17. Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?
Ответ:
Задание 17.
Задание 17.
- Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
- “Разнородные “блоки” знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя”.
- Познавательный и ценностные способы.
2. Задание из раздела “Экономика”

Задание № 17. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? Укажите все отрасли, упомянутые в тексте. Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Ответ:
Задание 17.
Задание 17.
- “Спад — это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности”.
- “Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве”.
- “Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место”.
Популярные ошибки и советы по выполнению
1. Несоответствие содержания ответа предъявленному вопросу.
Чтобы избежать подобных ошибок советуем вам читать внимательно формулировку задания и текст. Помимо этого, если вы нашли фрагмент в тексте, который, как вам кажется, отвечает на поставленный вопрос, не торопитесь сразу выписывать его – подчеркните, но дочитайте текст до конца, возможно, вы найдете лучшую формулировку.
Чтобы избежать подобных ошибок советуем вам читать внимательно формулировку задания и текст. Помимо этого, если вы нашли фрагмент в тексте, который, как вам кажется, отвечает на поставленный вопрос, не торопитесь сразу выписывать его – подчеркните, но дочитайте текст до конца, возможно, вы найдете лучшую формулировку.
2. Запись в ответ объемного отрывка текста, а не нужного фрагмента.
Обратите внимание что конкретно вас спрашивают, и в каком объеме (например, "две причины..." или "три характеристики..."). Не пытайтесь написать больше необходимого. Чаще всего, ответ заключен в одном предложении из текста. Процитируйте его или переформулируйте своими словами без искажения смысла автора.
Обратите внимание что конкретно вас спрашивают, и в каком объеме (например, "две причины..." или "три характеристики..."). Не пытайтесь написать больше необходимого. Чаще всего, ответ заключен в одном предложении из текста. Процитируйте его или переформулируйте своими словами без искажения смысла автора.
3. Запись ответа из своих знаний, а не из текста.
Не забывайте, что задание № 17 – единственное, которое предполагает решение исключительно с помощью текста.
Не забывайте, что задание № 17 – единственное, которое предполагает решение исключительно с помощью текста.
4. Ошибки в оформлении.
Поставьте номер в бланке и обозначьте пункты, соответствующие вопросам. Лучше отвечать на вопросы поочередно, с нумерацией пунктов в столбец. Так проверяющему будет проще ориентироваться в вашем ответе.
Поставьте номер в бланке и обозначьте пункты, соответствующие вопросам. Лучше отвечать на вопросы поочередно, с нумерацией пунктов в столбец. Так проверяющему будет проще ориентироваться в вашем ответе.
Резюме
- Задание № 17 – первое из задач с развернутым ответом.
- За выполнение можно получить 2 первичных балла.
- Для решения необходимо найти в тексте ответы на вопросы и выписать их.
- Записать ответ можно либо в виде цитаты, либо переформулировать авторскую мысль.