Конспекты

Природное и общественное в человеке

Определение

Человекбиосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства. (Учебник Боголюбова)
Человек – природа двойственная, биосоциальная.

Человек – результат биологической эволюции и продукт развития общества.

Антропогенез – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.
Схема
Схема

Основные отличия человека от животного

  1. Физиологические: прямохождение, цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, большой мозг и сложная нервная система, сложный механизм голосовых связок и строение губ.
  2. Человек обладает членораздельной речью и мышлением (да, это социальные качества).
  3. Человек имеет способность к сознательной (животное подчинено инстинкту, человек же сам моделирует свое поведение), целенаправленной (человек обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий), творческой (создает что-то новое) деятельности.
  4. Человек сознательно преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные блага и ценности, животные – приспосабливаются.
  5. Человек изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ.
  6. Наличие не только биологических, но и духовных потребностей.
Схема

Понятия индивид, индивидуальность, личность

Индивид – единичный представитель рода Homo sapiens (биологическая сущность человека).

Индивидуальность – набор биологических и психических черт, отличающий человека от всей массы людей (характер, темперамент, способности, интересы, вкусы и предпочтения) – психическая сущность человека. Данный аспект человека также считается врожденным.
Личность (социальная сущность человека) – человек со своими социально-обусловленными и индивидуально выраженными качествами, определяемыми его включенностью в социальные связи и формирующимися в совместной деятельности и общении. (Боголюбов и Воронцов)
НЕ всякий человек становится личностью. Человеком – рождаются, личностью – становятся в процессе социализации. Личность изменяется в процессе индивидуального развития. Кроме того, понятие «личность» выражает связь человека с обществом, предопределена совокупностью общественных отношений через которые личность проявляет себя, утверждает свое место в системе этих отношений, приобретая социальный статус и выполняя определенные социальные роли.
Схема
Личность проявляет себя через самосознание и самореализацию.

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности.
Примечание:
Пример влияния общества, социокультурной среды на развитие человека:
Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально особые черты (привычки, вкусы, интересы). (Боголюбов)
Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоятельств, оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, не становились людьми, в привычном смысле этого слова. (Чернышева)

Способности

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Степень развития способностей зависит от:
  • наследственности;
  • от личностных качеств человека: трудолюбия, целеустремленности и т.д.;
  • от условий жизни человека.
Классификация способностей:
  1. Природные способности – связаны с врожденными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух).
  2. Общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление).
  3. Специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
Типология по видам деятельности: научные, художественные, инженерные и др.
Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, данные нам от рождения.
Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 4.
  2. Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 1.
  3. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 1.
  4. Справочник Чернышевой. Тема 3.1.
  5. Справочник Баранов. Тема 1.1.
  6. Триактив-курс Котовой, Лисковой. Параграф 1.1.
Человек и общество