Содержание:
Формы культуры и их различия
Формы культуры:
Народная – тип культуры, создаваемой коллективной деятельностью народа и отражающей национальный характер. Включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, песни, танцы, народное искусство, анекдоты и т.д.
Элитарная (высокая культура) – тип культуры, рассчитанный на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений, создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными авторами. Включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу. Круг потребителей: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и т.д. Как правило, является некоммерческой, то есть создается не ради финансовой выгоды.
Массовая – тип культуры, направленный на массовое коммерческое производство стандартизованных объектов, понятна и общедоступна всем возрастам, слоям населения. Время появления – середина XX века. Главной целью создания является коммерческий успех. Примеры: фильмы-блокбастеры, поп-музыка.
Народная – тип культуры, создаваемой коллективной деятельностью народа и отражающей национальный характер. Включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, песни, танцы, народное искусство, анекдоты и т.д.
Элитарная (высокая культура) – тип культуры, рассчитанный на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений, создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными авторами. Включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу. Круг потребителей: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и т.д. Как правило, является некоммерческой, то есть создается не ради финансовой выгоды.
Массовая – тип культуры, направленный на массовое коммерческое производство стандартизованных объектов, понятна и общедоступна всем возрастам, слоям населения. Время появления – середина XX века. Главной целью создания является коммерческий успех. Примеры: фильмы-блокбастеры, поп-музыка.
Иногда отдельно выделяют экранную культуру – формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.
Формы культуры имеют тенденцию к взаимопроникновению, например, использование классической музыки в высокобюджетных фильмах (элитарная и массовая культура). В этом выражается диалог культур.
Культурное многообразие современного общества
Выделяют несколько разновидностей культуры:
Доминирующая (господствующая) культура – признаваемая и разделяемая большинством, часто является официальной.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе (молодежи, профессии, национальным меньшинствам и др.).
Доминирующая (господствующая) культура – признаваемая и разделяемая большинством, часто является официальной.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе (молодежи, профессии, национальным меньшинствам и др.).
Состовляющие и признаки субкультуры:
Господствующая культура определяет главное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.
Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними.
Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Проявление диалога культур:
- Гуманитарные связи между различными культурными образованиями;
- Приобщение отдельной личности к другим культурам.
Использованная литература
- Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 10.
- Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 14.
- Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 26.
- Справочник Баранова. Тема 1.10.
- Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 2.1.