Конспекты

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур

Формы культуры и их различия

Формы культуры:
Народная – тип культуры, создаваемой коллективной деятельностью народа и отражающей национальный характер. Включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, песни, танцы, народное искусство, анекдоты и т.д.

Элитарная (высокая культура) – тип культуры, рассчитанный на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных произведений, создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными авторами. Включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу. Круг потребителей: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и т.д. Как правило, носит некоммерческий характер, то есть создается не ради финансовой выгоды.

Массовая – тип культуры, направленный на массовое коммерческое производство стандартизованных объектов, понятна и доступна всем возрастам, слоям населения. Время появления – середина XX века. Главной целью создания является коммерческий успех. Примеры: фильмы-блокбастеры, поп-музыка.
Иногда отдельно выделяют экранную культуру – формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.
Формы культуры имеют тенденцию к взаимопроникновению, например, использование классической музыки в высокобюджетных фильмах (элитарная и массовая культура). В этом выражается диалог культур.
Вопросы для сравнения
Народная
Элитарная
Массовая
Кем создается?
Анонимными авторами, не профессионалами
Привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными авторами
Профессиональными авторами, действующими по определенным стандартам, согласно запросу публики
Уровень сложности
Понятна широкой аудитории
Трудна для неподготовленного зрителя, искусство «не для всех»
Понятна широкой аудитории, обладает меньшей худ. ценностью
Круг потребителей
Широкая аудитория
Узкий круг аудитории, интересующихся и разбирающихся в такой форме культуры
Массовая аудитория
Характер
Некоммерческий, обычаи, традиции
Некоммерческий, произведения – способ реализации творческих идей автора
Коммерческий, произведения – товар
Примеры
Сказки, пословицы, русские народные песни и танцы, мифы, анекдоты
Опера, балет, классическая музыка, живопись
Кино, телевидение, поп-музыка, «бульварная» литература

Культурное многообразие современного общества

Выделяют несколько разновидностей культуры:

Доминирующая (господствующая) культура – признаваемая и разделяемая большинством, часто является официальной.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе (молодежи, профессиональным груупам, национальным меньшинствам и др.).
Состовляющие и признаки субкультуры:
Схема
Господствующая культура определяет главное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.
Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними.
Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплексы специфических черт. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Проявление диалога культур:
  • Гуманитарные связи между различными культурными образованиями;
  • Приобщение отдельной личности к другим культурам.

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 10.
  2. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 14.
  3. Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 26.
  4. Справочник Баранова. Тема 1.10.
  5. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 2.1.
Человек и общество