Определение и структура деятельности
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на преобразование окружающего мира, самого себя и удовлетворение потребностей. (Учебник Боголюбова)
Основные характеристики человеческой деятельности:
- Сознательный характер – человек сознательно ставит цели своей деятельности, определяет средства достижения цели и прогнозирует результат.
- Продуктивный характер – направлена на получение результата, создание продукта или орудий труда.
- Орудийный характер – создание и дальнейшее использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий.
- Преобразующий характер – в ходе преобразовательной деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя – свои привычки и личные качества.
- Общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
- Субъект – человек, группа людей, общество в целом (тот, кто действует). Субъект обладает активностью, действует в соответствии со своими потребностями.
- Объект – на что направлена деятельность; объект может быть изменен, преобразован или уничтожен в результате деятельности;
- Мотив – стимул к деятельности, то, почему действует человек, побуждение к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности, интересы, убеждения, идеалы. У разных людей могут быть совершенно разные мотивы, при одной цели и виде деятельности. Мотивы могут быть внутренние и внешние, явные и неявные. Мотивация (более широкое понятие, чем мотив) – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать определенным образом.
- Цель – это осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность;
- Средства, необходимые для достижения цели;
- Деятельность состоит из цепи действий, например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение литературы, выучивание определений и т.д.
- В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности – материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.
Виды деятельности
По отношению человека к окружающему миру:
Практическая – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества:
- материально-производственная (преобразование природы);
- социально-преобразовательная (преобразования в обществе).
- познавательная (отражение реальной действительности);
- прогностическая (планирование возможных последствий деятельности);
- ценностно-ориентировочная (формирование отношения к миру).
Соотнесение с общественным прогрессом/ходом истории:
- прогрессивная-реакционная;
- созидательная-разрушительная.
В зависимости от субъекта:
- индивидуальная-коллективная (групповая)
По сфере общественной жизни:
- экономическая;
- политическая;
- социальная;
- духовная.
Четыре основных вида человеческой деятельности:
- Игра – вид деятельности, целью которой является не получение практического результата, а собственно сам процесс (правила игры, ситуации в игре, воображаемая обстановка). Игра зачастую нацелена на развлечение и отдых, однако также способствует развитию личности, вооружает человека необходимыми навыками, позволяет осваивать новые социальные роли.
- Учение – вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков.
- Труд – вид деятельности, направленный на получение практически полезного результата, зачастую связан с использованием орудий труда. Характерные черты: целесообразность, нацеленность на получение ожидаемого результата, наличие мастерства, умений, знаний, преобразование окружающего мира и т.д.
- Общение – вид деятельности, включающий установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми, включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами, и конкретными действиями.
Данные виды деятельности считаются основными, вследствие того, что каждый человек включается в них в процессе своего индивидуального развития.
Использованная литература
- Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 5.
- Справочник Баранова. Тема 1.5.
- Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 1.2.
- Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2.