Конспекты

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Знание как результат познавательной деятельности, его виды

Определение и структура познания

Познание – это процесс постижения действительности, накопление и осмысление данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. (Учебник Боголюбова)
Структура познания:
  • Субъект познания – носитель познавательной активности: индивид, социальная группа, общество в целом, наделенные сознанием и целеполаганием.
  • Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Познаваемый предмет (процесс, явление, материальный предмет) или весь окр. мир.
Объектом познания также может быть сама познающая личность – это самопознание.
  • Цель познания – образ желаемого результата познавательного процесса.
  • Результат – знание.
Схема

Два уровня познания

Чувственное познание – основано на работе органов чувств человека (зрение, осязание, обоняние, вкус и слух – 5 основных чувств).
Основные формы:
  • Ощущение – отражение отдельных свойств и признаков предметов и процессов объективного мира;
  • Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств;
  • Представление – наиболее сложная форма чувственного познания, при которой отсутствует конкретный предмет, но существует определённый усреднённый образ предмета в сознании человека, который может быть воспроизведен мысленно, даже когда он не воздействует на органы чувств. Для представления характерно «оживление» памяти и большая роль воображения.
Рациональное познание – осуществляется благодаря работе мышления, которое упорядочивает данные, полученные с помощью органов чувств и стремится к постижению сущности познаваемых предметов и явлений.
Основные формы:
  • Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятия «человек», «самолет»);
  • Суждение – такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается нечто об объектах познания. Суждения отражают связи, существующие между предметами и явлениями действительности, или между свойствами и признаками (например, «Волга впадает в Каспийское море»);
  • Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. («Все металлы проводят электричество. Медь – металл. Следовательно, медь проводит электричество»).
Основные формы познания:
Схема
Особенности чувственного и рационального познания:
Чувственное познание
Рациональное познание
Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
Опора на результаты чувственного познания
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Чувственное и рациональное познание – низшая и высшая ступень познания соответственно.

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Интуиция – это способность сознания непосредственно постигать предмет познания без предварительного обдумывания.

Способы познания

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Особенности научного познания подробно разобраны в теме 1.11 «Наука. Научное познание. Социально-гуманитарные науки»
Ненаучное познание:
Паранаука («околонаука») и лженаука
Знание, которое не поддается объяснению с точки зрения науки, но содержит некоторые атрибуты научного знания (экстрасенсорика, народная медицина, гомеопатия, астрология и т.д.)
Мифология
Миф содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину
Религиозное познание
Основным элементом является вера в сверхъестественное
Обыденно-практическое познание
Опирается на здравый смысл, житейский опыт
Игровое познание
Опирается на игровые методы
Художественно-образное познание
Познание средствами искусства

Знание как результат познавательной деятельности, его виды

Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
Житейское (обыденное)
Основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, носит эмпирический характер, сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное
Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Практическое
Основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Рациональное
Отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Художественное
Целостное отображение мира и человека в нем, строится на образе, а не на понятии.
Иррациональное
Отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законом логики.
Социальное
Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6-7.
  2. Триактив-курс Котовой, Лисковой. 10 класс. Параграф 1.3.
  3. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2-3.
  4. Справочник Баранова. Тема 1.3, 1.7.
  5. Справочник Чернышевой. Тема 3.8, 4.1-4.4.
  6. Справочник Кишенковой. Тема 2.13.
Человек и общество