Конспекты

Мышление, его формы и методы

Определение мышления

Мышление – вид умственной деятельности, заключающийся в познании существенных свойств объектов, закономерных связей и отношений между ними, выходящий за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация.
Особенности речи:
  • Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
  • Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение (внутренняя речь).
Особенности мышления:
  • Социально по своей природе – опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;
  • Непрерывно связано с физиологией человека (работой головного мозга) и языком;
  • Обобщенное отражение действительности – это способность отражать общие и поэтому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи; в процессе мышления субъект обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, «когда мы говорим о мебели, мы подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т.д.»
  • Опосредованный характер (противоположно «непосредственно») – познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов; человек способен устанавливать причинно-следственные связи, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному познанию.
  • Личностный характер – проявляется в том, какие задачи интересуют человека, как он их решает, что он познает, чувствует и т. д.;
  • Связано с практической деятельностью;
  • Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности.

Операции, формы и методы мышления

Операции (приемы) мышления
Анализ
Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы
Синтез
Мысленное объединение отдельных элементов в целое
Сравнение
Установление сходства или различия объектов
Обобщение
Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов
Абстрагирование
Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них
Моделирование
Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях
Виды мышления:
  • Наглядно-действенное (практическое): решает практические задачи;
  • Наглядно-образное (художественное): выражается в образах;
  • Словесно-логическое (абстрактное): выявление закономерностей.
Методы мышления:
  1. Дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего
  2. Индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему

Использованная литература

  1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 6-7.
  2. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 2-3.
  3. Справочник Баранова. Параграф 5.
Человек и общество