Блог

Как решать задание 20 в ЕГЭ по обществознанию

Задание № 20 – последнее из вопросов по тексту в ЕГЭ по обществознанию-2025. Номер 20 проверяет умение сдающих приводить аргументы и обосновывать теоретические суждения.
Как выполнить задание и оформить его без ошибок? Рассмотрим критерии, подробный алгоритм и примеры решения на максимум баллов.

Формулировка задания

Начинать разбор любого задания стоит с его формулировки в Демоверсии:
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость активного вмешательства государства в экономику.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Другой вариант, который также может встретиться в КИМ – необходимо привести два аргумента, подтверждающих позицию автора, и два аргумента, опровергающих его позицию.
Итак, в задании № 20 от вас требуется привести три или четыре тезиса-обоснования, и подтвердить их с помощью аргументов. Аргументы необходимо приводить из собственных знаний курса и социальной жизни, не опираясь на текст.

Критерии оценивания

Сколько баллов можно получить за задание № 20? В ключах Демоверсии можно обнаружить, что за три корректных аргумента сдающий может заработать 3 первичных балла. Отметим, что за рассуждения общего характера, которые не являются аргументами будет выставлено 0 баллов.
Обновление ЕГЭ последних лет – теперь в критериях точно указано, что если в ответе будут добавлены дополнительные пункты (сверх требуемого в задании), то за ошибки в них будет снижение баллов. Поэтому если вы не уверены в правильности дополнительных пунктов, писать их не стоит.

Вариант правильного ответа на задание из Демоверсии:

Алгоритм выполнения задания № 20

  1. Прочитайте внимательно задание, определите вокруг какого социального явления строится задание, какую позицию вам нужно подтверждать или опровергать, какое количество аргументов нужно привести;
  2. Составьте на черновике короткие тезисы, которые вы будете приводить в качестве аргументов;
  3. Напишите развернутую аргументацию по составленным тезисам в бланк ответов, разделяя на подпункты. О том, как правильно составлять аргумент поговорим далее.

Как составить идеальный аргумент?

Приведем несколько правил хорошего аргумента:
  • Аргумент – это развернутое предложение, а не отдельное слово или словосочетание;
  • Аргумент логически подтверждает (доказывает) определенное суждение;
  • Для логической связи в аргументе нужно использовать такие связки, как “в результате…”, “следовательно…”, “благодаря этому…” и др.
Для правильного выполнения всего задания следите за тем, что аргументы не повторялись и логически не противоречили друг другу. В отличие от задания № 19, рассуждения здесь должны быть более обобщены, конкретных примеров (страна X, гражданин Иванов и пр.) в подтверждение тезиса приводить не нужно.

Примеры решения задания № 20

Рассмотрим помимо Демоверсии ещё несколько примеров из разных разделов экзамена. Они могут служить вам образцом. Попробуйте самостоятельно решить задания, а затем проверьте себя.

1. Задание из раздела “Человек и общество”

Задание № 20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих мнение автора о том, что уровень развития информационных технологий становится важнейшим признаком мощи государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Ответ:
Задание 20.
  1. Страны с высоким уровнем развития информационных технологий занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда, что оказывает положительное влияние на экономику страны;
  2. Благодаря внедрению информационных технологий повышаются производительность труда и уровень его организации, благодаря чему происходит экономический рост;
  3. Информационные технологии повышают качество государственного управления, позволяют совершенствовать обратную связь с гражданами, оказывать государственные услуги на высоком уровне, что укрепляет государство.

2. Задание из раздела “Человек и общество”

Задание № 20. В некоторых странах наблюдается обратный инфляции процесс устойчивого снижения цен и повышения стоимости национальной валюты. Используя обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему учёные считают этот процесс опасным для экономики соответствующих стран.
Ответ:
Задание 20.
  1. Данный процесс отражает низкую потребительскую активность (потребители воздерживаются от покупок, ожидая еще большего снижения цен), которая влияет на снижение объемов производства, занятости населения и может привести к росту уровня безработицы и снижению инвестиций.
  2. Товары, произведенные в этих странах, из-за высокой стоимости национальной валюты могут оказаться неконкурентоспособными на мировом рынке, что негативно отразится на бюджете страны.
  3. Сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет, что может привести к снижению затрат на социальную политику, зарплаты людям, трудящимся в бюджетной сфере.

Популярные ошибки

  1. Тезис представлен в виде отдельного словосочетания, а не развернутого аргумента;
  2. В ответе приведен конкретный пример, вместо теоретического аргумента (страна X, гражданин Иванов и пр.);
  3. Два или более аргумента повторяют одну и ту же мысль;
  4. В аргументе отсутствует причинно-следственная связь: используйте словосочетания “следовательно”, “потому что”, “вследствие этого” и др.
  5. “Чем больше аргументов – тем лучше”. Помните, что за ошибки в дополнительных аргументах итоговая оценка будет снижена.

Резюме

  • В задании № 20 требуется привести три или четыре аргумента, суждения, объяснения;
  • Правильный ответ оценивается в 3 первичных балла;
  • Для ответа можно использовать только ваши знания из курса обществознания, не привлекая текст;
  • Аргумент или объяснение – развернутое предложение, которое должно логично подтверждать тезис;
  • Не повторяйте аргументы и не пишите аргументы, которые противоречат друг другу.