
Задание № 20 – последнее из вопросов по тексту в ЕГЭ по обществознанию-2025. Номер 20 проверяет умение сдающих приводить аргументы и обосновывать теоретические суждения.
Как выполнить задание и оформить его без ошибок? Рассмотрим критерии, подробный алгоритм и примеры решения на максимум баллов.
Содержание:
Формулировка задания
Начинать разбор любого задания стоит с его формулировки в Демоверсии:
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость активного вмешательства государства в экономику.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Другой вариант, который также может встретиться в КИМ – необходимо привести два аргумента, подтверждающих позицию автора, и два аргумента, опровергающих его позицию.
Итак, в задании № 20 от вас требуется привести три или четыре тезиса-обоснования, и подтвердить их с помощью аргументов. Аргументы необходимо приводить из собственных знаний курса и социальной жизни, не опираясь на текст.
Критерии оценивания
Сколько баллов можно получить за задание № 20? В ключах Демоверсии можно обнаружить, что за три корректных аргумента сдающий может заработать 3 первичных балла. Отметим, что за рассуждения общего характера, которые не являются аргументами будет выставлено 0 баллов.

Обновление ЕГЭ последних лет – теперь в критериях точно указано, что если в ответе будут добавлены дополнительные пункты (сверх требуемого в задании), то за ошибки в них будет снижение баллов. Поэтому если вы не уверены в правильности дополнительных пунктов, писать их не стоит.

Вариант правильного ответа на задание из Демоверсии:

Алгоритм выполнения задания № 20
- Прочитайте внимательно задание, определите вокруг какого социального явления строится задание, какую позицию вам нужно подтверждать или опровергать, какое количество аргументов нужно привести;
- Составьте на черновике короткие тезисы, которые вы будете приводить в качестве аргументов;
- Напишите развернутую аргументацию по составленным тезисам в бланк ответов, разделяя на подпункты. О том, как правильно составлять аргумент поговорим далее.
Как составить идеальный аргумент?
Приведем несколько правил хорошего аргумента:
- Аргумент – это развернутое предложение, а не отдельное слово или словосочетание;
- Аргумент логически подтверждает (доказывает) определенное суждение;
- Для логической связи в аргументе нужно использовать такие связки, как “в результате…”, “следовательно…”, “благодаря этому…” и др.
Для правильного выполнения всего задания следите за тем, что аргументы не повторялись и логически не противоречили друг другу. В отличие от задания № 19, рассуждения здесь должны быть более обобщены, конкретных примеров (страна X, гражданин Иванов и пр.) в подтверждение тезиса приводить не нужно.
Примеры решения задания № 20
Рассмотрим помимо Демоверсии ещё несколько примеров из разных разделов экзамена. Они могут служить вам образцом. Попробуйте самостоятельно решить задания, а затем проверьте себя.
1. Задание из раздела “Человек и общество”
Задание № 20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих мнение автора о том, что уровень развития информационных технологий становится важнейшим признаком мощи государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Ответ:
Задание 20.
- Страны с высоким уровнем развития информационных технологий занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда, что оказывает положительное влияние на экономику страны;
- Благодаря внедрению информационных технологий повышаются производительность труда и уровень его организации, благодаря чему происходит экономический рост;
- Информационные технологии повышают качество государственного управления, позволяют совершенствовать обратную связь с гражданами, оказывать государственные услуги на высоком уровне, что укрепляет государство.
2. Задание из раздела “Человек и общество”
Задание № 20. В некоторых странах наблюдается обратный инфляции процесс устойчивого снижения цен и повышения стоимости национальной валюты. Используя обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему учёные считают этот процесс опасным для экономики соответствующих стран.
Ответ:
Задание 20.
- Данный процесс отражает низкую потребительскую активность (потребители воздерживаются от покупок, ожидая еще большего снижения цен), которая влияет на снижение объемов производства, занятости населения и может привести к росту уровня безработицы и снижению инвестиций.
- Товары, произведенные в этих странах, из-за высокой стоимости национальной валюты могут оказаться неконкурентоспособными на мировом рынке, что негативно отразится на бюджете страны.
- Сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет, что может привести к снижению затрат на социальную политику, зарплаты людям, трудящимся в бюджетной сфере.
Популярные ошибки
- Тезис представлен в виде отдельного словосочетания, а не развернутого аргумента;
- В ответе приведен конкретный пример, вместо теоретического аргумента (страна X, гражданин Иванов и пр.);
- Два или более аргумента повторяют одну и ту же мысль;
- В аргументе отсутствует причинно-следственная связь: используйте словосочетания “следовательно”, “потому что”, “вследствие этого” и др.
- “Чем больше аргументов – тем лучше”. Помните, что за ошибки в дополнительных аргументах итоговая оценка будет снижена.
Резюме
- В задании № 20 требуется привести три или четыре аргумента, суждения, объяснения;
- Правильный ответ оценивается в 3 первичных балла;
- Для ответа можно использовать только ваши знания из курса обществознания, не привлекая текст;
- Аргумент или объяснение – развернутое предложение, которое должно логично подтверждать тезис;
- Не повторяйте аргументы и не пишите аргументы, которые противоречат друг другу.