Блог

Как решать задание 19 ЕГЭ по обществознанию

Задание № 19 – третье по счету среди заданий с текстом. В отличие от первых двух заданий, в нем не требуется извлекать информацию из текста. Опираться в ответе можно только на свои знания. Вопросы номера 19 связаны с умением приводить развернутые примеры. Как делать задание 19, как правильно составлять примеры и не допускать ошибки в формулировке рассмотрим в новой статье.

Формулировка задания

Для начала рассмотрим формулировку задания № 19, которая представлена в Демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2025 года. Номера 17-20 связаны с текстом, однако, текст для ответа на этот вопрос не понадобится, поэтому он приведен здесь не будет.
Задание № 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами предоставление домохозяйствами любых трёх факторов производства другим экономическим агентам. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите фактор производства. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Итак, для верного решения необходимо привести три развернутых примера к определенному явлению общественной жизни. Похожее задание частично можно встретить в вопросе № 25, поэтому навык иллюстрирования примерами какого-либо явления поможет вам сразу в нескольких заданиях второй части.

Критерии оценивания

В ключах Демоверсии можно найти вариант правильного ответа и критерии оценки задания. За приведение трёх корректных примеров можно получить три первичных балла. Отметим, что в данном задании важно не только привести примеры, но и написать их соотношение с факторами производства.
В критериях для задания № 19 приведены особые указания, которые говорят о том, что сдающий может написать более трёх примеров. Однако, за ошибки и неточности в дополнительных примерах баллы будут снижены.

Вариант правильного ответа на задание из Демоверсии:

Алгоритм выполнения задания № 19

1. Прочитайте внимательно формулировку задания, определите вокруг какого социального явления вам необходимо строить примеры (это могут быть виды политического участия, факторы производства, отрасли права и пр.).
2. Составьте примеры, используя реальные факты из истории или общественной жизни. Допустимо смоделировать абстрактный пример. Как составлять примеры мы подробно рассмотрим далее.
3. Не забудьте соотнести примеры с видами социального явления, если это необходимо.
4. Если не уверены в правильности трех примеров, можете написать дополнительные пункты. Однако, будьте осторожны, т. к. за ошибки в них ваша итоговая оценка будет снижена.

Как составлять примеры?

  1. Примеры для решения заданий ЕГЭ по обществознанию всегда должны быть конкретными, в них должно существовать действие, явление, процесс. Не допускайте обобщенных теоретических рассуждений на тему.
  2. Примеры могут быть составлены из ваших знаний о фактах общественной жизни или истории. Подойдут реальные ситуации из СМИ или документальных фильмов.
  3. Другой вариант составления примера – смоделированный пример, в которых фигурируют “страна X”, “гражданин Иванов” и пр. Такой вариант чаще всего допустим. Однако, если в формулировке задания значится проиллюстрировать что либо на примере Российской Федерации – абстрактный пример засчитан не будет. Нужен реальный факт из жизни.
  4. Помните, что примеры всегда должны быть сформулированы в одном или нескольких развернутых предложений.

Примеры решения задания № 19

Приведем несколько заданий с ответами, которые можно оценить на максимум – их можно использовать как шаблон для ответа. Попробуйте решить задание самостоятельно, а затем – сверьтесь с ответом.

1. Задание из раздела “Политика”

Задание № 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции средств массовой информации в сфере политики. В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию. В совокупности примеры должны отражать три различных функции. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.
Ответ:
Задание 19.
1. В телепередаче на федеральном канале страны X приняли участие сторонники нового закона о выборах и их политические оппоненты (функция представления различных политических интересов).
2. Корреспондентское расследование показало, что мэр города N допускал превышение своих полномочий (функция критики и контроля).
3. Благодаря трансляции выступления Президента В. В. Путина граждане РФ узнали о важнейших политических событиях (функция политического информирования).

2. Задание из раздела “Право”

Задание № 19. Какие функции юридической ответственности, характерные для корпоративных отношений, приводит автор? Назовите любые две функции. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявления каждой из этих функций в любом виде юридической ответственности, по одному примеру для физических и юридических лиц. Сначала указывайте функцию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют, по одному для физических и юридических лиц. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.
Ответ:
Задание 19.
1. Превентивная:
  • главный бухгалтер предприятия стремится в срок и в полном объеме предоставлять в контролирующие органы налоговую отчётность, чтобы избежать привлечения к юридической ответственности со стороны налоговых органов;
  • гражданин Иванов, будучи неопытным водителем, должен был оплатить штраф за превышение скорости на шоссе, чтобы избежать повторного привлечения к административной ответственности. Иванов тщательно соблюдает правила дорожного движения.
2. Компенсационная:
  • в ходе судебного разбирательства между известным певцом и телевизионным каналом, выпустившим передачу о певце, было доказано, что эта передача содержала ложную информацию, и вынесено решение о компенсации нанесенного каналом морального вреда.
  • по решению суда гражданин Петров возместил ущерб, который он нанёс владельцам соседнего дачного участка во время строительных работ.

Типичные ошибки

Рассмотрим самые популярные ошибки, которые допускают сдающие при выполнении задания № 19.
1. Приведение не конкретного примера, а абстрактных рассуждений.
Рассмотрим ошибку на примере задания о тенденциях развития образования:
Задание 19. Автор называет две тенденции развития современного образования: гуманизация и непрерывное образование. Приведите по одному конкретному примеру, иллюстрирующему проявление каждой тенденции. Каждый раз указывайте, какую именно тенденцию Вы иллюстрируете примером.
Не правильно: “Тенденция непрерывного образования заключается в том, что после получение специального или высшего образования специалисты продолжают обучаться и осваивать новые навыки.”
Правильно: “Непрерывное образование: компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников.”
2. В решении не указан вид конкретного социального явления, в то время как это требует формулировка задания. Исправим ошибку на основе того же задания о тенденциях образования.
Не правильно: “Компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников.”
Правильно: “Непрерывное образование: компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников.”
3. Использование смоделированных примеров, когда в формулировке обозначен конкретный объект – РФ. Рассмотрим на примере другого задания:
Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любых основания приобретения гражданства Российской Федерации. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание приобретения гражданства. Каждый пример должен быть
Не правильно: “У граждан страны X родился ребенок, который стал гражданином страны по праву рождения”
Правильно: “У граждан Российской Федерации Ирины и Алексея родился сын Игорь, который стал гражданином России по праву рождения (гражданство по праву рождения)”

Резюме

  • В задании № 19 требуется привести 3 примера конкретного социального феномена;
  • Правильный ответ может принести 3 первичных балла;
  • Для ответа можно использовать только знания из курса обществознания, факты общественной жизни;
  • Правильно сформулированный пример содержит конкретное действие, явление, процесс;
  • Правильный ответ должен быть сформулирован в развернутом предложении;
  • Для ответа можно использовать как реальный социальный факт, так и абстрактный пример (в случаях, если в задании не указано обратное).